Как работает внимание при различных психологических расстройствах
Статью подготовил психолог
медицинского центра «Центр здорового сна»
Шкабаро Кирилл Борисович
Психические расстройства можно описывать разными способами. Можно говорить о них в контексте чувств, травм детства, особенностей мышления, поведения и многое другое. Однако в этом тексте я хотел бы поговорить о другом способе.
Любое психологическое расстройство можно рассматривать как способ особого распределения внимания. Чтобы понять, как это происходит, давайте приведем несколько примеров.
- Представьте, что вы поставили чайник на плиту, чтобы закипятить воду, а затем ушли смотреть фильм. Вы выделили 20% внимания, чтобы помнить о чайнике и выключить его вовремя, не допустив пожара. Такой подход является адекватным и позволяет вам наслаждаться фильмом, не беспокоясь о чайнике.
- А теперь давайте представим, что вы едете в автобусе и уже 20 минут думаете о том, выключили вы газ или нет. Вы оглядываетесь, чтобы убедиться, что пожарные не едут в направлении вашего дома, пытаетесь вспомнить, все ли в порядке с плитой, и что вы делали перед выходом. Вы попадаете в петлю, где огромное количество раз прокручиваете одни и те же мысли. В таком же состоянии вы проводите остаток дня и в какой-то момент в спешке возвращаетесь домой. Затем вы выдыхаете и снова едете по делам, при этом думая о том, все ли в порядке с розетками.
Примерно так можно описать обсессивно-компульсивное расстройство.
Расстройство, при котором внимание словно намагниченное постоянно притягивается к одним и тем же страхам и мыслям. Можно предположить, что:
- примерно 80% внимания зарезервировано под навязчивые размышления.
- другие 20% нужны, чтобы побыть в настоящем.
Многие люди, сталкиваясь с психологическими проблемами, говорят, что у них больше нету «сейчас» — они не способны жить в настоящем, расслабиться, довериться миру и тому, что с ними происходит в данный момент. Давайте попробуем разобрать, почему так происходит и каким образом распределяется внимание в других расстройствах.
- Тревога: внимание нацелено на будущее, в основном на самые страшные и катастрофические сценарии.
- Депрессивные состояния: внимание группируется вокруг собственных слабых сторон, негативного опыта, тех качеств мира, которые связаны с болью и страданием.
- Чрезмерная раздражительность и гнев: внимание направлено на малейшие сигналы о попытках других людей уязвить, принизить или оскорбить.
- Социальная фобия: внимание приковано к реакциям собеседника, насколько ему комфортно, хорошо и весело в общении, сформировал ли он позитивное мнение о человеке, с которым общался.
- Страх смерти: внимание пытается зацепиться за что-то в пустоте, воображаемой после смерти.
- Ипохондрия: внимание всегда настороженно вьется около любых неприятных, необычных и подозрительных ощущений в теле.
Видно, что при каждом расстройстве внимание имеет свою собственную траекторию, рисунок движения, центры притяжения. Именно при таком раскладе у человека остается мало ресурсов, чтобы замечать, что с ним происходит сейчас, в данный момент.
С другой стороны, такой способ распределения внимания может иметь важное для психики значение. Так, к примеру, внимание к собственным недостаткам в депрессии позволяет отказаться от участия в слишком сложных и требующих сил делах. Постоянное прокручивание страшных сценариев при тревоге позволяет человеку быть готовым к любому исходу. И так далее.
Существуют много психологических, философских и религиозных концепций, где тема внимания является ключевой. Особый взгляд на этот вопрос можно найти в восточных практиках, гештальт-терапии, а также терапии майндфулнесс, где теме осознанности, медитации, проживании своих чувств уделяется большое значение.
Можно сказать, что одной из целей медитации является постоянное возвращение внимания к себе, в свое тело.
Медитация позволяет обесточить все тревожные, бытовые, оценочные мысли, отключив их от главного источника энергии – человеческого внимания.
То же самое происходит и во многих видах терапии, когда в процессе человек перестает постоянно просчитывать свое будущее, зацикливаться на попытках прочесть мысли других, обращать внимание только на свои недостатки, а также думать о сотне закипающих чайников расставленных по всему миру, в данный момент.